Экспертиза отчетов об оценке. Диалог вместо конфронтации Экспертное заключение отчета об оценке


Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)»


В соответствии со статьями 17.1 и 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456; 2011, № 1, ст. 43) п р и к а з ы в а ю:


Утвердить представленный Национальным советом по оценочной деятельности федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)».


Министр

Э.С. Набиуллина


УТВЕРЖДЕН

приказом Минэкономразвития России от 04 июля 2011 № 328


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ


«Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)»


I. Общие положения


1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки, на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №31, ст. 3813; 2002, № 12, ст. 1093, № 46, ст. 4537; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст.3607; 2006, №2, ст. 172, №31, ст. 3456; 2007, №29, ст. 3482, №31, ст. 4016; 2009, № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 43) (далее -Федеральный закон) и содержит требования к экспертизе отчетов об оценке.


2. Настоящий федеральный стандарт оценки устанавливает виды экспертизы отчета об оценке, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.


3. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении экспертизы отчетов об оценке.


4. Под экспертизой отчета об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы.


В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.


Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке.


Действия (бездействие) эксперта (экспертов), а также результаты экспертизы могут быть обжалованы оценщиком, подписавшим соответствующий отчет об оценке, в саморегулируемой организации оценщиков в порядке, установленном внутренними документами такой саморегулируемой организации, устанавливающими сроки рассмотрения жалобы на действия (бездействие) эксперта и (или) результаты экспертизы, порядок направления такой жалобы, рассмотрения, принятия решения и уведомления заинтересованных лиц о результатах ее рассмотрения.


II. Виды экспертизы отчета об оценке


5. Настоящим федеральным стандартом оценки устанавливаются следующие виды экспертизы отчетов об оценке:


экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (далее - нормативно-методическая экспертиза);


экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, включающая также проверку отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.


III. Порядок проведения экспертизы


6. Экспертиза отчета об оценке проводится в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Иные случаи и основания проведения экспертизы устанавливаются внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.


В случае, если экспертиза отчета об оценке проводится на основании договора на проведение экспертизы отчета об оценке, размер оплаты за проведение экспертизы отчета об оценке определяется договором и не может зависеть от вывода, содержащегося в положительном (отрицательном) экспертном заключении, подготовленном экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков по результатам проведения экспертизы (далее - экспертное заключение).


7. Экспертиза отчета об оценке проводится в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (если иные сроки не предусмотрены договором на проведение экспертизы) или договором на проведение экспертизы.


8. Выбор эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющего (осуществляющих) экспертизу отчета об оценке, проводится в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими критерии выбора и процедуру назначения эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, основания и порядок отказа эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков от участия в проведении экспертизы отчета об оценке.


9. Экспертиза отчета об оценке не может проводиться экспертом, подписавшим отчет об оценке, в отношении которого проводится экспертиза, либо являющимся учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика экспертизы, собственника объекта оценки.


Экспертиза отчета об оценке также не может проводиться экспертом в случае, если эксперт имеет имущественный интерес в объекте оценки, в отношении отчета об оценке которого проводится экспертиза, либо если эксперт состоит с учредителем, собственником, должностным лицом юридического лица - заказчика экспертизы, физическим лицом -заказчиком экспертизы или лицом, подписавшим соответствующий отчет об оценке, в близком родстве или свойстве, а также если юридическое лицо - заказчик экспертизы является кредитором или страховщиком эксперта.


10. Эксперт обязан уведомлять саморегулируемую организацию оценщиков о фактах оказания на него воздействия со стороны любых лиц в целях влияния на вывод (выводы), содержащийся (содержащиеся) в экспертном заключении.


11. Для проведения экспертизы отчет об оценке или заверенная в установленном саморегулируемой организацией оценщиков порядке его копия предоставляется в саморегулируемую организацию оценщиков, членом или членами которой является (являются) оценщик (оценщики), подписавший (подписавшие) отчет об оценке в порядке и в сроки, установленные внутренними документами такой саморегулируемой организации оценщиков, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


12. В зависимости от вида проводимой экспертизы саморегулируемой организацией оценщиков устанавливаются допущения и ограничительные условия, с учетом которых проводится экспертиза отчета об оценке, не противоречащие Федеральному закону, федеральным стандартам оценки и иным актам в области оценочной деятельности.


13. Для целей проведения экспертизы необходимая для проведения экспертизы, но отсутствующая в отчете об оценке информация, на которую ссылается оценщик в отчете об оценке, представляется оценщиком по запросу эксперта. Эксперт направляет запрос, а оценщик направляет соответствующую информацию в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке, содержащими требования к:


содержанию запроса и срокам его направления; обоснованию необходимости представления информации; срокам и порядку направления оценщиком информации.


14. При проведении экспертизы отчета об оценке не допускается использование экспертом информации, ставшей известной после даты оценки.


15. Порядок действий эксперта при проведении экспертизы отчета об оценке устанавливается внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков в соответствии с видами экспертизы.


IV. Требования к экспертному заключению


16. В экспертном заключении указываются:


а) дата составления и номер экспертного заключения;


б) основание для проведения экспертизы отчета об оценке;


в) сведения о заказчике экспертизы отчета об оценке или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке (полное наименование, место нахождения, ОГРН (при наличии).


В случае, если заказчиком экспертизы отчета об оценке является физическое лицо, сведения о нем указываются в следующем составе: фамилия, имя, отчество, серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший указанный документ;


г) вид проводимой экспертизы отчета об оценке;


д) сведения об отчете об оценке (дата составления и порядковый номер отчета об оценке, информация, идентифицирующая объект оценки, дата определения стоимости объекта оценки), а также сведения об иных документах и материалах, представленных для экспертизы отчета об оценке;


е) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;


ж) сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков);


з) результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков;


и) результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам;


к) результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости;


л) вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.


17. Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение.


При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (далее - вывод о соответствии отчета об оценке законодательству).


При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству.


Отрицательным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод, отличный от выводов, указанных в абзацах втором или третьем настоящего пункта.


Отрицательное экспертное заключение включает в себя полный перечень выявленных нарушений и их обоснование.


18. Отрицательное экспертное заключение должно содержать перечень выявленных технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), которые способны ввести в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также приводят к неоднозначному толкованию.


Выявленные технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета об оценке, но не приведшие к нарушению требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, и не отразившиеся на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, не являются основанием для составления отрицательного экспертного заключения.


19. В случае, если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза.


20. Экспертное заключение составляется в письменной форме в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков и должно быть пронумеровано постранично, прошито, скреплено печатью саморегулируемой организации оценщиков (за исключением случаев составления экспертного заключения в виде электронного документа), подписано экспертом (экспертами), проведшим (проведшими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки.


V. Требования к порядку утверждения экспертного заключения


21. Установленный саморегулируемой организацией оценщиков порядок утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков (далее - порядок утверждения экспертного заключения), должен содержать положения, определяющие:



  • состав лиц, подписывающих экспертное заключение;

  • форму утверждения экспертного заключения руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом;

  • форму заверения экспертного заключения руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом;

  • последовательность и сроки процедур подписания, утверждения и заверения экспертного заключения;

  • состав и объем указываемых в экспертном заключении сведений о полученной от оценщика на основании запросов информации, необходимой для проведения экспертизы, но отсутствующей в отчете об оценке.


Порядок утверждения экспертного заключения должен содержать требования о подписании экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.


22. В случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности или договором на проведение экспертизы отчета об оценке, саморегулируемая организация оценщиков уведомляет оценщиков, которые подписали отчет об оценке, о результатах экспертизы подписанных ими отчетов в срок, предусмотренный внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.


23. Копия экспертного заключения хранится саморегулируемой организацией оценщиков в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.


Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Уже несколько лет подряд в строительном сообществе курсировали слухи о том, что известной нам системе саморегулирования скоро наступит конец. Что вот-вот полетят головы саморегулируемых организаций (и с ними в неизвестном направлении полетят собранные деньги строителей). И что вот-вот все станет совсем по-другому. Теперь понятно, что именно в 2017 году эти слухи действительно стали реальностью. При […]

  • Мальчик кричал «волки» очень долго. Так вот, господа: волки. Это далеко не первая строительная саморегулируемая организация, которую исключают из реестра Ростехнадзора по наводке Нацобъединения. Далеко не первый случай, когда сотни неосторожных строительных компаний остаются без допуска, тысячи строителей остаются без работы, и многие тысячи членов их семей — без средств к существованию (и все это, […]

  • Стоимость вступления в СРО — один из первых показателей саморегулируемой организации, на который вам стоит обратить внимание. Если, конечно, переплачивать за одни и те же вещи в два и более раза — не в ваших правилах. Впрочем, если бы это было в ваших правилах, вы вряд ли бы стали успешным бизнесменом, не так ли?

  • Сколько кровавых слез уже пролито по поводу регионализации… А ведь регионализация — это не единственное гнилое яблоко, которым законотворцы угостили строительную отрасль в 372-ФЗ. Есть еще и «единый реестр специалистов»… Это нововведение касается всех. Строителей, переходящих в региональные СРО. Никуда не переходящих строителей. Проектировщиков и изыскателей, которых регионализация вообще не затронула. Требования к специалистам по […]

  • Всё, господа. Все уведомления приняты, уведомления больше не принимаются. Крайним сроком для их подачи было первое декабря. Что это значит для тех, кто успел — и для тех, кто не успел? Что делать дальше? Давайте разбираться. Первый этап изменений, связанных с переходом в региональные саморегулируемые организации, закончен. На этом этапе от строителей требовалось принять решение […]

  • Компания РосПрофОценка предоставляет комплекс услуг по экспертизе отчетов об оценке объектов оценки .

    Проведение работ по экспертизе отчетов об оценке объектов оценки производится в соответствии с законодательством, документами, стандартами и методическими рекомендациями по экспертизе отчетов об оценке объектов оценки.

    определение

    Экспертиза отчета об оценке - совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, в том числе достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, корректности примененных методов и процедур, безошибочности вычислений и обоснованности результата.

    Экспертиза отчета с проведением инспекции объекта оценки - экспертиза, состоящая из исследования работы, выполненной другим оценщиком, с выездом на объект оценки. Является более оптимальной и наиболее надежной. В некоторых случаях может потребоваться осмотр объектов-аналогов.

    Экспертиза отчета без инспекции объекта оценки - экспертиза, состоящая из исследования работы, выполненной другим оценщиком, без выезда на объект оценки. Указанный вид экспертизы используется при невозможности или экономической нецелесообразности проведения инспекции объекта оценки. Такая экспертиза имеет ограниченное использование, и на ее результаты нельзя полностью положиться. Оценщику необходимо информировать клиента об ограничениях такой экспертизы до того, как он примет на себя обязательства по проведению экспертизы.

    Экспертное заключение - документ, отражающий результаты экспертизы. Содержание экспертного заключения кроме информации о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства и договора об оценке, а также результатов проверки полноты и последовательности процедур оценки включает в себя комментарии относительно содержания отчета и итоговых результатов.

    процесс проведения экспертизы

    В процессе выполнения услуг по проведению экспертизы отчета об оценке объектов оценки будет проверено:

    • соблюдение оценщиком при проведении оценки требованиям Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” № 135-ФЗ от 29 июля 1998г. и других законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность по оценке (в том числе законов об ОАО и об ООО);
    • соблюдение оценщиком при проведении оценки требованиям “Стандартов оценки, обязательным для применения субъектами оценочной деятельности”, утвержденным постановлением Правительства РФ;
    • соблюдение оценщиком при проведении оценки требованиям иных стандартов профессиональной практики (Международным стандартам оценки, стандартам профессиональных организаций и др.), которые были использованы оценщиком при проведении работы;
    • соблюдение оценщиком при проведении оценки требований соответствующего договора об оценке;
    • достаточность использованной в процессе оценки информации;
    • обоснованность использования или отказа от использования подходов к оценке;
    • обоснованность сделанных в процессе оценки допущений.

    результаты работ

    Результатом работ по проведению экспертизы отчета об оценке объектов оценки является Экспертное заключение на отчет об оценке.

    Экспертное заключение кроме информации о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства и договора об оценке, а также результатов проверки полноты и последовательности процедур оценки включает в себя комментарии относительно содержания отчета и итоговых результатов.

    При проведении работ по экспертизе отчета об оценке определяется обоснованность полученного в экспертируемой работе результата, но не выполняется работа по оценке заново и не определяется, какова в действительности должна быть величина стоимости в экспертируемой работе.

    необходимые документы

    Для проведения работ по экспертизе отчетов об оценке объектов оценки Заказчику необходимо подготовить и передать в распоряжение Оценщика:

    • копию отчета об оценке, представляемую на экспертизу на бумажном носителе в двух экземплярах, с полным комплектом необходимых приложений и иллюстративных материалов, с обязательным приложением технического задания на оценку объекта оценки. Копия отчета должна быть пронумерована постранично, прошита, скреплена печатью;
    • копию договора об оценке.

    стоимость оценки

    Компания РосПрофОценка обладает достаточными материальными и кадровыми ресурсами для оказания услуг по профессиональной и независимой оценке точно в срок, согласованный с Заказчиком. Ориентировочная стоимость услуг и сроки проведения работ по экспертизе отчетов об оценке объектов оценки подробно указаны в разделе:

    Ответы на все вопросы, касающиеся предоставляемых Компанией РосПрофОценка услуг, сроков их выполнения и тарифов, Вы можете получить у наших специалистов.

    Мы всегда рады оказать содействие и ответить на Ваши вопросы!

    Компания РосПрофОценка гарантирует конфиденциальный характер взаимодействия со своими клиентами и несет ответственность за результаты своей работы.

    Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


    Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

    Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

    Крепкий эспрессо за 110 руб.

    Восхитительное Латте за 175 руб.

    X Хотите оставить пожелание для автора?

    Оставить пожелание Пропустить

    Чем отличается отчет об оценке от заключения эксперта? Какой документ сильнее? Как оспорить отчет об оценке и заключение эксперта?

    Эти и другие вопросы были заданы пользователем в нашей рубрике « » Вопрос интересный, поэтому на него даем развернутый ответ.

    Отчет об оценке

    В первую очередь рассмотрим отчет об оценке. Согласно статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - 135-ФЗ) отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет), является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости.

    Также в этой статье установлены обязательные формальные требования для отчета.

    О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

    Spoiler

    Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также — отчет).

    Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

    Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

    В отчете должны быть указаны:

    • дата составления и порядковый номер отчета;
    • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
    • сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
    • сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона;
    • цель оценки;
    • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;
    • стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
    • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;
    • дата определения стоимости объекта оценки;
    • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

    Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

    Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

    Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

    Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

    Оценщик может оценивать различные объекты. С одной стороны перечень объектов оценки указан в статье 5 135-ФЗ, но последним пунктом в перечне указаны иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

    Отсюда простое правило - если объект можно продать, то можно определить его цену. Если можно определить его цену, то значит этот объект может быть предметом рыночной оценки.

    Spoiler

    Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    Статья 5. Объекты оценки

    К объектам оценки относятся:

    • отдельные материальные объекты (вещи);
    • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
    • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
    • права требования, обязательства (долги);
    • работы, услуги, информация;
    • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

    Теперь главный вопрос - Зачем проводить оценку?

    Есть два варианта оценки:

    Обязательная оценка

    Случаи обязательной оценки указаны в статье 8 135-ФЗ.

    Spoiler

    Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

    Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

    • при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
    • при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
    • при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
    • при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
    • при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
    • а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
    • при национализации имущества;
    • при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
    • при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
    • при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;
    • при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

    Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

    • при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;
    • в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
    • в случаях, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;
    • в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации;
    • в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • в случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома;
    • в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
    • в случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям.

    В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру или по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве публичным партнером частному партнеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

    Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается.

    Также случаи обязательной оценки могут содержаться в иных законах. Если Ваш случай не указан в каком-либо нормативном акте, то оценка для Вас будет добровольной.

    Добровольная оценка

    Добровольная оценка широко используется в последние годы. Приведу два примера.

    Пример 1. Почти все проводят оценку стоимости недвижимого имущества перед заключением кредитного договора, если это недвижимое имущество будет передаваться в залог. С одной стороны, в статье 8 135-ФЗ проведение оценки обязательно в отношении предмета договора ипотеки, и то если есть спор о стоимости имущества. А с другой стороны, без такой оценки ни один серьезный банк не возьмет Ваше имущество в качестве залога.

    Пример 2. Оценка широко используется при определении стоимости восстановительных работ, которые необходимо провести после причинения какого-либо вреда. Именно отчет об оценке, чаще всего принимается судом в качестве доказательства обоснованной стоимости необходимых работ.

    Во всех случаях проведения оценки определенная стоимость, в силу статьи 12 135-ФЗ, является достоверной. Это значит, что та стоимость которая указана в отчете об оценке является достоверной и правильной, пока не отменили отчет, либо в судебном порядке не установлено иное.

    Отсюда простое правило, если есть отчет об оценке и им установлена стоимость объекта оценки, то эта стоимость является достоверной, пока не установлено иное.

    Заключение эксперта

    Заключение эксперта - это письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

    Эксперты делятся на две группы:

    Государственные судебные эксперты - это лица состоящие в штате государственных судебно-экспертных учреждений. Задачами государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

    Главным нормативным актов регулирующим деятельность государственных судебных экспертов является Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - 73-ФЗ).

    Просто эксперты - это лица заявляющие, что они имеют какие-то специальные технические познания, могут профессионально оказывать экспертную помощь, но при этом не являются работниками государственных экспертных учреждений.

    В настоящий момент законодательством РФ не установлено нормативных требований к лицам, чтобы они могли называть себя экспертами. Это привело к тому, что на территории Российской Федерации действуют тысячи коммерческих компаний , в названии которых присутствует слова «эксперт» «экспертиза» и т.п. Эти юридические лица наживаются на правовой безграмотности простых граждан , т.к. экспертиза сделанная вне судебного процесса не имеет никакой юридической силы.

    Мы подошли к одному из главных вопросов - это разделение экспертизы на судебную и внесудебную.

    Судебная экспертиза

    Согласно положений всех процессуальных кодексов, суду предоставлено право назначить экспертизу:

    • при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний различных областях науки, техники, искусства, ремесла - ст. 79 ГПК РФ;
    • для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, а в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе — ст. 82 АПК РФ;
    • признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются основания назначения судебной экспертизы - ст. 195 УПК РФ
    • и т.д. — случаев, при которых суд назначает судебную экспертизу множество.

    Однако, во всех случаях, судебная экспертиза назначается судом и поручается судебным экспертам.

    Судебный эксперты - это лица профессионально занимающиеся экспертной деятельностью, имеющие специальные технические познания и не зависимые от заказчика экспертизы. При проведении экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. Именно по этой причине, заключение судебного эксперта является важным и весомым доказательством, в отличии от заключения простого эксперта.

    Внимательный читатель мог заметить, что в этот раз мы не используем слово «государственный». В гражданском и арбитражном судопроизводстве не обязательно поручать проведение экспертизы государственному экспертному заключению. Участники процесса, могут предлагать экспертную организацию, а суд уже выносит определение в котором будет указано - какой именно экспертной организации поручить проведение экспертизы.

    Отсюда простое правило - только после вынесения определения о назначении экспертизы, проводимое исследование будет иметь статус «судебная экспертиза» и являться весомым доказательством.

    Внесудебная экспертиза

    Любой гражданин и организации при возникновении каких-либо спорных вопросов, требующих специальных технических познаний, может обратиться в экспертную организацию для проведения внесудебной экспертизы. В зависимости от того, кто будет проводить экспертизу и как - результат проведенной экспертизы может быть признан судом в качестве допустимого доказательства. Но только в том случае, если нет результатов судебной экспертизы.

    До момента проведения судебной экспертизы любая экспертиза носит характер «заключение технического специалиста» и не более того. Данное заключение носит рекомендательный, а не обязательный характер.

    Однако, внесудебная экспертиза может быть положена судом в качестве доказательства, если отсутствуют обоснованные и достоверные данные свидетельствующие о недостоверности результатов экспертизы.

    Если вдруг в суде представили какую-либо внесудебную экспертизы, то необходимо находить в ней реальные нарушения, либо заказывать такую же экспертизу, но у другого эксперта. При равенстве статуса двух экспертиз - внесудебные экспертизы - и различии в итоговых заключениях эксперта, данные сомнения будут обоснованными и подтвержденными, что будет являться основанием для ходатайства о назначении судебной экспертизы. При отсутствии второй экспертизы суд может отказать в проведении судебной экспертизы. К сожалению данный факт часто встречается в судебной практике и чаще всего связан с заинтересованностью судьи в результате процесса.

    Оспоримость отчета об оценке и заключения эксперта

    Напомним, что пользователь задал вопрос — «каким образом можно оспорить заключение эксперта». Ответ - никак.

    Возможность поставить под сомнение отчет об оценке и невозможность оспорить заключение эксперта является одним из основных отличий в силе данных документов.

    Экспертиза отчета об оценке

    Отчет об оценке оспорим. Это правило содержится в статье 13 135-ФЗ. В случае, если есть сомнения в достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, отчет об оценке можно оспорить. Как уже указывалось выше, сомнения должны быть обоснованными, соответственно для обоснованности сомнений можно представить как другой отчет об оценке, так и провести экспертизу отчета.

    Начиная с 2010 года 135-ФЗ ввел понятие экспертизы отчетов об оценке. Любое заинтересованное лицо, у которого на руках есть надлежащим образом заверенная копия отчета об оценке (прошитая, пронумерованная, заверенная подписью оценщика) имеет право направить отчет на экспертизу в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Стоимость экспертизы отчета об оценке зависит от тарифов СРО, но в основном в пределах 10 000-40 000 рублей за отчет.

    Стоит помнить важное наблюдение - СРО много и каждое СРО заинтересовано в привлечении оценщиков именно к себе. До 2010 года можно было проводить экспертизы отчетов об оценке в экспертном совете иной СРО, именно по этой причине экспертные советы СРО чаще всего признавали недостоверными отчеты об оценке сделанные участниками иной СРО. Однако, с 2010 года экспертизы по оценке можно сделать только в экспертном совете СРО, членом которого является оценщик.

    Если Вы хотите признать чей-то отчет об оценке недействительным, то попробуйте направьте его на экспертизу в другое СРО, но шансов на это будет немного.

    Экспертиза заключения эксперта

    Действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность направления на экспертизу заключения эксперта. Это связано с тем, что в случае заведомо ложного заключения эксперта он может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

    Spoiler

    «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

    УК РФ, Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

    1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования —

    наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

    2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

    Примечание. Свидетель, потерпевший, эксперт, специалист или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

    «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

    КоАП РФ, Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

    Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

    К сожалению, наличие возможности привлечь эксперта к административной или уголовной ответственности не защищает стороны в процессе от недобросовестной работы эксперта. Для привлечения к ответственности необходимо доказать главный факт - заведомость ложного заключения, т.е. того, что эксперт заведомо знал, что он лжет. Именно из-за этого условия эксперты уходят от установленной ответственности за экспертизы с ошибками.

    Т.к. заключение эксперта нельзя отправить на экспертизу, то значимость заключения эксперта как доказательства зависит от типа экспертиза - была она судебной или внесудебной.

    Оценка отчета об оценке и заключения эксперта как доказательств

    Наконец, после всего изложенного материала, можно оценить доказательственный вес отчета об оценке и заключения эксперта.

    При рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции или арбитражных судах, суд оценивает доказательства.

    Spoiler

    Статья 67. Оценка доказательств

    1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

    3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    4. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

    5. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

    6. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.

    7. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

    «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

    АПК РФ, Статья 71. Оценка доказательств

    1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

    4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

    5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

    6. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

    7. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

    И несмотря на то, что для суда «никакие доказательства не имеют заранее установленной силы» тем не менее, это не так. В зависимости от того, какой документ представлен - этот документ имеет разную силу.

    На первом месте - заключение эксперта по результату проведенной судебной экспертизы.

    Самым весомым доказательством является результат судебной экспертизы. Если суд назначил проведение экспертизы и получено заключение эксперта, то для оспаривании этого заключения нужны очень веские основания. Даже при наличии каких-то весомых доказательств суд не отменит первоначальное заключение эксперта, а назначит повторную экспертизу или комплексную экспертизы. В любом случае, результатом будет заключение судебной экспертизы и данное заключение будет иметь самый высокий доказательственный вес.

    На втором месте - могут быть заключение эксперта или отчет об оценке. Главным критерием будет являться вопрос о цели проводимого исследования.

    Экспертиза проводится при необходимости каких-либо специальных знаний. И исследование вопроса о стоимости объекта исследования, также является по сути экспертизой (исследованием). Но из-за того, искомый объект более узко специализированный, исследование вопроса о стоимости объекта является прерогативой оценщиков, а не любых экспертов.

    Данный правовой вывод исходит из того, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (ст. 3 135-ФЗ).

    Соответственно, если вопрос в исследовании ставится о стоимости объекта или работ и услуг, а в отношении вопроса пользователя «оценка стоимости восстановительного ремонта после залива квартиры», то данное исследования в силу положений статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является оценочной деятельностью, которая:

    1) должна выполняться субъектами оценочной деятельности (т.е. физическими лицами, являющимися членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшими свою ответственность) (ст. 4 135-ФЗ);

    Spoiler

    Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

    Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

    Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

    2) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

    Spoiler

    Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

    Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также — отчет).

    Нарушение любого из двух вышеназванных условий лишает заключение эксперта своей надлежащей юридической силы.

    Значит, если исследование проводится в отношении стоимости объекта, то отчет об оценке будет иметь больший вес, чем внесудебное заключение эксперта.

    Вывод: судебная экспертиза имеет статус выше, чем внесудебная экспертиза или отчет об оценке. Экспертиза проведенная государственным судебным экспертом имеет статус выше, чем экспертиза проведенная простым экспертом. Отчет об оценке имеет статус выше, чем внесудебная экспертиза, если исследовалась стоимость объекта.

    Назначение экспертизы - если есть отчет об оценке или заключение эксперта

    Согласно условий задачи, поставленной пользователем, она имеет на руках отчет об оценке, а ответчик в суд представил заключение эксперта.

    Как мы уже выше рассказали, если вопросом поставленным в исследовании эксперта являлось определение стоимости восстановительного ремонта, то данное исследование должно выполняться оценщиком и итоговый документ называться отчетом об оценке. Рассмотрим вариант, когда исследование сделано оценщиком, но итоговый документ назван заключением эксперта.

    Главный вопрос - Зачем это надо оценщику? Ответ лежит на поверхности - заключение эксперта нельзя отправить на экспертизу. Подобное поведение является недобросовестным поведением оценщиков, когда они меняя название итогового документа не дают возможности провести экспертизу документа, при этом вводят в заблуждение участников процесса, тем, что документ сделан оценщиком.

    Если обратить внимание суда на данное обстоятельство, то статус документа сразу будет принижен. Как мы уже знаем - внесудебное экспертное заключение имеет вес меньше, чем экспертное заключение.

    В подобной ситуации у суда появится желание провести судебную экспертизу стоимости восстановительного ремонта.

    Как уже говорилось выше определение стоимости является исследованием осуществляемом субъектом оценочной деятельности. Значит, необходимо на протокол, завить примерный текст:

    «Вопрос о необходимости оценки стоимости восстановительного ремонта, при наличии у истца действительного и не оспоренного отчета об оценке и отсутствии у ответчика иного отчета об оценке - оставляю на усмотрение суда. От проведения экспертизы, назначенной судом уклоняться не буду.»

    Подобный текст необходимо зафиксировать в протоколе, а также иметь аудиозапись судебного заседания . Напоминаем, что для ведения аудиозаписи разрешения суда не требуется, а вот проверить протокол при таких спорных ситуациях необходимо, т.к. внести замечания на протокол, которые подтверждаются аудиозаписью - можно только в течение 5-ти дней, потом будет поздно.

    Судьи не любят назначать судебные экспертизы самостоятельно. Это связано с тем, что за назначением экспертизы судом следует перечисление бюджетных денег. Как мы помним — экспертизу надо сначала оплатить Это большая бумажная волокита. Именно по этой причине судьи стараются убедить одну из сторон заявить ходатайство об экспертизе. Тот кто заявил - тот и оплатит ее проведение. Конечно, после решения суда расходы на экспертизу будут взысканы с проигравшей стороны, и даже бюджетные деньги вернулись бы, но это лишние трудности для суда. А их судьи не любят.

    Вместе с тем, у судьи есть возможность расценить отказ стороны от экспертизы как уклонение.

    Spoiler

    «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016)

    Статья 79. Назначение экспертизы

    3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

    Именно по этой причине необходимо заявить о том, что Вы не уклоняетесь от проведения экспертизы, но оставляете данный вопрос на усмотрение суда. И обязательно проследить, чтобы данный текст был в протоколе судебного заседания. Если текст в протоколе будет отсутствовать, на основании аудиозаписи судебного заседания,необходимо внести замечания на протокол.

    Если в результате судья назначит судебную экспертизу, то ее результат будет иметь большее значение, чем отчет об оценке и внесудебное заключение эксперта.

    Однако, если судья вдруг вынесет решение основываясь на внесудебном заключении эксперта и проигнорирует отчет об оценке, то данное решение будет отменено вышестоящей инстанцией.

    Челябинская область, г. Челябинск

    ООО «Техническая экспертиза и оценка» сотрудничает с НП СРО «СВОД» с 2014г.

    НП СРО «СВОД» качественно и быстро проводит экспертизы отчетов об оценке с выдачей конструктивных замечаний. Эксперты партнерства консультируют по нестандартным ситуциям, возникающим в ходе оценки, отслеживают судебную и иную практику, связанную с оценочной деятельностью.

    Партнерство ведет активную образовательную деятельность. Наши специалисты посещают обучающие мероприятия, приобретая актуальные знания по современным тенденциям оценочной деятельности.

    НП СРО «СВОД» - компания, объединяющая высококвалифицированных специалистов и экспертов, профессионально выполняющая взятые на себя обязательства по работе с членами партнерства.

    Директор, А.В. Киприянов

    Удмуртская Республика, г. Ижевск

    ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит» успешно сотрудничает с НП СРО «СВОД» с 2014 года в области предоставления экспертных заключений на подготовленные оценщиками ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит» отчеты об оценке.

    В процессе сотрудничества работники НП СРО «СВОД» зарекомендовали себя грамотными, квалифицированными специалистами, вдумчивыми, внимательными партнерами, способными качественно, гибко и оперативно решать поставленные задачи в условиях динамичного изменения и развития законодательных и нормативных документов.

    В своей деятельности Партнерство соблюдает взаимные договоренности и ценит сложившиеся деловые отношения.

    Все вышесказанное позволяет позиционировать НП СРО «СВОД» как надежную компанию по предоставлению качественных консалтинговых и информационных услуг, обладающую высокой деловой репутацией.

    Заместитель директора, А.Г. Желудова

    Республика Хакасия, г. Абакан

    НП СРО «СВОД» является нашим партнером в области оценки и экспертизы отчетов в течении 3-х лет.

    Партнерство принимает активное участие в профессиональной подготовке наших оценщиков, которые являются членами НП СРО «СВОД». Проводит постоянное обучение и повышение квалификации оценщиков, а также занимается подготовкой молодых специалистов-оценщиков. НП СРО «СВОД» предоставляет нашим оценщикам возможность совместной с экспертами работы над отчетом (в режиме on-line). За время сотрудничества Партнерство показало свою высокую профессиональность, способность с полной ответственностью подходить к поставленным задачам, выполнять работы качественно и в срок. Отличительной чертой работы НП СРО «СВОД» является высокий профессионализм, организованность сотрудников компании и сильный командный дух.

    Директор, Л.И. Бахтина

    Самарская область, г. Самара

    С 2013г. ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» является членом НП «ЛИГА НОО «СВОД», а сотрудники ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» являются членами НП СРО «СВОД», в связи с этим довольно часто наши сотрудники обращаются в Партнерство с заявками на проведение экспертизы отчетов об оценке. Хотелось бы отметить, что экспертиза отчетов об оценке производится в точно обговоренные сроки, замечаний у сотрудников нашей организации по проведению экспертизы отчетов об оценке нет.

    В связи с благополучным опытом работы, мы рекомендуем оценочным организациям Некоммерческое партнерство «ЛИГА независимых оценочных организаций «Свободный Оценочный Департамент», как надежного партнера!

    Генеральный директор, А.В. Ульянин

    ООО «Атлант оценка» благодарит НП СРО «СВОД» за плодотворную работу в области экспертизы отчетов об оценке. В частности, благодарим экспертов СРО «СВОД» за грамотную работу и методическую помощь при составлении и экспертизе отчетов об оценке земельных участков в целях оспаривания кадастровой стоимости. Следует отметить, что специалисты Партнерства являются настоящими профессионалами своего дела, способными тщательно проанализировать объект оценки, найти и выделить главное. Благодаря этому все наши отчеты об оценке успешно защищаются в судах и государственных органах.

    Сотрудничество с экспертами НП СРО «СВОД» позволило значительно улучшить качество отчетов об оценке и профессиональный уровень оценщиков.

    С наилучшими пожеланиями и в надежде на дальнейшее успешное сотрудничество!

    Генеральный директор, Д.К. Степанов

    ООО «АБН - Консалт» выражает благодарность всем экспертам за качественное и квалифицированное проведение работ по экспертизе отчетов об оценке и оказанию методологической и правовой поддержки в сфере оценочной деятельности.

    Особенную признательность выражаем в связи с готовностью сотрудников НП СРО «СВОД» максимально оперативно разрешать возникающие в ходе работ вопросы.

    Компетентность специалистов НП СРО «СВОД» в процессе сотрудничества способствует повышению качества работ оценщиков нашей компании.

    Генеральный директор, А.А. Кудрин

    Свердловская область, г. Екатеринбург

    В ноябре 2013 года наша компания впервые обратилась в НП СРО "СВОД" по вопросу проведения экспертизы отчета об оценке. Экспертированием отчета занималась заместитель председателя Экспертного совета Шихранова Лидия Владимировна. Хочется отметить, что экспертиза отчета была проведена точно в срок и со скидкой в размере 10% от стоимости. Скидка была предоставлена нашей компании, как члену НП ЛИГА НОО "СВОД".

    Директор, Савченко Т.Н.

    ООО «Консалтинговая компания «АГАТА»

    Республика Башкортостан, г. Уфа

    НП СРО «СВОД» неоднократно брало на себя договорные обязательства по проведению стоимостной экспертизы отчетов об оценке выполненных сотрудниками нашей компании.

    Высокая квалифицированность сотрудников НП СРО «СВОД и оперативность позволили исполнить указанные обязательства своевременно и предоставить качественные результаты.

    За время нашего партнерства мы смогли неоднократно убедиться в надежности и профессионализме НП СРО «СВОД» в решении сложных вопросов.

    Желаем вам дальнейших успехов в профессиональной деятельности!

    Директор, В.Ю. Шлёнкин

    ХМАО - Югра, г. Югорск

    Выражаю искреннюю благодарность коллективу экспертов НП СРО «СВОД» за оперативную информационную поддержку, высокий профессионализм, принципиальность в вопросах соблюдения законодательства об оценочной деятельности.

    Директор, В.В. Забияко

    ГУП МО «МОБТИ»

    Московская область, Красногорский р-н

    Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации» выражает благодарность руководству и сотрудникам НП СРО «СВОД» за оперативную и качественную работу по проведению экспертизы отчетов об оценке, выполненных оценщиками ГУП МО «МОБТИ». Эксперты НП СРО «СВОД» отличаются высоким профессионализмом, оперативным взаимодействием с оценщиками, умением выполнять работу качественно и в максимально сжатые сроки.

    Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

    Заместитель генерального директора, П.С. Бабкин

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!