Международные и внешнеэкономические связи. Внешнеэкономические связи. Главный по связям

Сегодня субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана – в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл – в Молдове; Татарстана – во Франции) Данные представительства не обладают не обладают дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Учитывая уровень опережающего законотворчества субъектов Федерации, регионы осуществляли собственное правовое регулирование международной деятельности вплоть до вступления в силу Федерального Закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Этот процесс сопровождался появлением соглашений, противоречащих Конституции РФ и положениям федерального законодательства, коллизиями между законами субъектов Федерации, затрудняя тем самым проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Стоит сказать - положения об участии субъектов РФ в международном сотрудничестве содержались в Конституциях республик - Карачаево-Черкессия, Тыва, Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Мордовия, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чечня, а также в нормативных правовых актов многих других регионов. Важно знать, что большинство вышеуказанных нормативно-правовых актов не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали Конституции РФ. В первую очередь, субъект Федерации объявлялся как субъекта международного права (например, статья 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года) Во-вторых, международные и внешнеэкономические связи включались в сферу исключительного ведения субъекта Федерации (например, статья 38 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия)) В-третьих, предусматривалась возможность самостоятельного определения и проведения субъектом РФ внешней политики (например, часть 2 статьи 1 Конституции Республики Бурятия 1994 года) В части, касающейся заключения международных договоров и соглашений, данные положения противоречили пункту «к» статьи 71 Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», так как внешняя политика и международные отношения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Принятие закона о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации во многом способствовало разрешению сложившейся противоречивой ситуации путем приведения законодательства субъектов РФ в сфере международной деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Конституцией РФ и федеральными законами. Составные части Российской Федерации не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не будут международными договорами. Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют исключительно процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности

Порядок регистрации соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами разъясняется в Правилах государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов РФ, кᴏᴛᴏᴩые утверждены Постановлением Правительства РФ. Исключая выше сказанное, во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, Министерство юстиции РФ утвердило Порядок организации работы с соглашениями субъектов Федерации с иностранными партнерами (в кᴏᴛᴏᴩом определило компетенцию Управления законодательства субъектов РФ по работе с данными соглашениями) и Разъяснения по применению правил государственной регистрации международных и внешнеэкономических соглашений регионов.

Заключение международных Соглашений Правительства РФ с органами исполнительной власти некᴏᴛᴏᴩых иностранных государств, кᴏᴛᴏᴩые конкретизируют некᴏᴛᴏᴩые положения нормативных правовых актов федерального уровня, способствует также дальнейшему развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Сегодня международные соглашения заключенные с Правительством Республики Индия, Правительством Республики Армения, Правительством Китайской Народной Республики, Правительством социалистической Республики Вьетнам и Правительством Канады и основываются на следующих принципах взаимовыгодного партнерства:

Активное содействие развитию двустороннего сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств;

Строгое соблюдение и учет национального законодательства и международных договоров при обсуждении, заключении и выполнении соглашений между договаривающимися сторонами;

Проведение консультаций для разрешения спорных вопросов, кᴏᴛᴏᴩые могут возникнуть в ходе реализации заключенных соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами исполнительной власти государственно-территориальных образований иностранных государств; в случае если стороны соглашений не могут достигнуть согласия, то споры разрешаются компетентными органами Договаривающихся Сторон по дипломатическим каналам;

Согласование процедуры подписания и порядка вступления в силу соглашений между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными правительствами иностранного государства.

Основу сотрудничества субъектов Федерации с иностранными партнерами всегда составлял принцип экономической выгоды, поскольку большинство международных связей регионов основываются на взаимовыгодном и равноправном партнерстве прежде всего в торгово-экономической сфере. Данные нормы зафиксированы в ряде международных документов, например в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о расширении сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан, а также в законе Воронежской области «О ратификации соглашений и межрегиональном сотрудничестве между Луганской областью Украины и Воронежской областью Российской Федерации. Международное сотрудничество субъектов Федерации и административно-территориальных образований Республики Узбекистан в торгово-экономической сфере осуществляется на базе договоров, заключенных между организациями и их объединениями независимо от формы собственности и подчиненности. При ϶ᴛᴏм по обязательствам хозяйствующих субъектов в рамках заключенных ими договоров, государственно-территориальные образования России и Узбекистана не несут ответственности, за исключением случаев, когда они принимают на себя поручительство по таким обязательствам. Организации, расположенные на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан, самостоятельно определяют с соблюдением законодательства ϲʙᴏих государств условия, сроки и порядок расчетов за поставки продукции и предоставление услуг. Это Соглашение предусматривает обеспечение благоприятных условий для взаимных инвестиций и нормального функционирования создающихся и действующих на территориях субъектов РФ и административно-территориальных образований Республики Узбекистан организаций с совместным или иностранным капиталом. Исключая выше сказанное, субъекты Федерации вправе открывать ϲʙᴏи представительства на территории Республики Узбекистан в целях координации работы, связанной с осуществлением и дальнейшим расширением торгово-экономического сотрудничества.

При всем этом при заключении соглашений субъектов Федерации с иностранными партнерами, особенно при осуществлении внешнеэкономических связях, крайне важно учитывать степень воздействия экономико-географического фактора – комплекса природных, экономических и социальных условий развития производства на той или иной территории, что важно при формировании перспектив развития субъекта Федерации. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Монголии особое внимание обращено на углубление всестороннего сотрудничества между приграничными органами исполнительной власти РФ (Республиками Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Читинской областями) и приграничными местными администрациями Монголии. В рамках данного международного соглашения договаривающиеся Стороны будут продолжать консультации по актуальным вопросам регионального и приграничного сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями Монголии.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что вышеуказанные международные соглашения направлены не только на активное содействие двустороннего сотрудничества между субъектами Федерации и иностранными партнерами, но к тому же создают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономических связей путем расширения их прав.

В международно-правовой доктрине всеобщее признание получило положение, согласно которому субъекты Федерации являются не полными субъектами международного права, поскольку не относятся к международным лицам со всеми правами и обязанностями 129 . Субъекты Федерации признаются международными лицами только в отношении некоторых объектов 130 регионального значения, круг которых определяется законодательно.

В то же время объем международной правосубъектности субъектов РФ в законодательстве точно не установлен. И это, видимо, неслучайно. Указанная проблема до настоящего времени не получила однозначного решения в теории и правоприменительной практике. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы и публикации в периодической печати 131 .

Вместе с тем весь законодательный массив, определяющий международный правовой статус субъектов РФ, еще не подвергался комплексному исследованию. Согласно п."о" ч.1 ст.72 Конституции РФ субъекты РФ должны рассматриваться как участники международных и внешнеэкономических связей.

Это положение конкретизируется в федеральном законодательстве и нашло применение в конституционно-правовой практике. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности 132 (с изм. на 08.12.2010 № 336-ФЗ)субъекты РФ вступают во внешнеэкономические связи с субъектами иностранных государств, с административно-территориальными образованиями, органами государственной власти иностранных государств. В данном законе определяются также вопросы компетенции.

Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности согласно ст. 8 № 164-ФЗ относится:

1) проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей;

3) открытие представительств в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 № 164-ФЗ:

1) федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов РФ и находящихся в пределах их компетенции;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ в течение тридцати дней после представления соответствующего проекта плана или программы на согласование направляет официальное заключение в федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона;

3) непредставление официального заключения органом исполнительной власти субъекта РФ рассматривается как его согласие с направленнымна согласование проектом плана и программы;

4) органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч.3 ст.13 настоящего Федерального закона, обо всех действиях, предпринятых субъектом РФ по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

Кроме того, в ведении субъектов РФ находятся также вопросы, связанные с заключением и исполнением международных договоров Российской Федерации. Согласно № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается только по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта РФ (ч.1 ст.4).

В указанном законе закрепляется процедура согласования и участия представителей субъекта РФ в подготовке проекта договора (ч.2-4 ст.4 № 101-ФЗ), а также законодательные гарантии международной деятельности субъектов РФ. Наряду с этим органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение названных международных договоров (ч.3 ст.32 № 101-ФЗ).

Законодательная конкретизация конституционных вопросов ведениясубъектов РФ в международной сфере в полной мере отвечает принципам современного международного права, признающим частичную международную правосубъектность внутритерриториальных государственных образований.

В то же время следует констатировать, что понятие международных и внешнеэкономических связей не раскрывается в полном объеме ни в российском законодательстве, ни в международном праве, ни в национальном праве зарубежных стран. И это не может не создавать трудностей в законодательном регулировании указанных отношений.

В частности, в ч.2 ст.1 ФЗ от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации дается примерный перечень сфер общественной жизни, являющихся предметом указанных связей. К ним относятся: торгово-экономическая, научно-техническая, экологическая, гуманитарная, культурная и иные области.

При этом в сравнении с № 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности вышеназванным федеральным законом определен более широкий круг субъектов, с которыми государственно-территориальные образования Российской Федерации вправе вступать в международные и внешнеэкономические связи с согласия Правительства РФ. Наряду с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государстви органами государственной власти иностранных государств закрепляются органы международных организаций (ч.1 ст.1).

Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. определяет правовые основы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также закрепляет законодательные гарантии их международной деятельности и др.

Ряд положений закона конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 91 О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласовании на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств 133 .

В названном постановлении устанавливается порядок принятия решений Правительством РФ по вопросам, составляющим предмет регулирования постановления. Этот порядок предусматривает в качестве основанийпринятия решений обращение органов власти субъектов РФ с аргументацией необходимости осуществления международных связей и наличие положительного заключения контрольных ведомств (Министерства иностранных дел РФ и Министерства юстиции РФ).

В российском конституционном праве не достаточно четко определен вопрос юридического оформления международных и внешнеэкономических связей.

Согласно ст. 8 № 164-ФЗ и п.32 ч.2 ст.26.3 №184-ФЗ в области внешнеэкономических, внешнеторговых связей субъект РФ заключает соглашения. В то же время необходимо иметь в виду, что Комиссия международного права ООН в 1996 г. предложила следующее положение: Государства – члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если такая способность допускается федеральной конституцией и не выходит за установленные ею пределы 134 .

Данное правило, по мнению Г.В. Игнатенко, пока не приобрело качества обычной нормы международного права, а само оно (право) "практически свободно от норм, которые хоть в какой-то мере определяли бы международно-правовой статус политико-территориальных образований, являющихся составными частями федеративных государств" 135 . Приведенное высказывание автора прямо противоположно суждению В.В. Пустогарова по данной проблеме.

Не касаясь подробностей дискуссии, подчеркнем, что, по мнению В.В. Пустогарова, в международной практике обычным стало заключение субъектами зарубежных федераций договоров с иностранными государствами 136 . Такие договоры ограничены конституционной компетенцией соответствующих субъектов и касаются вопросов, которые, как правило, не затрагиваются международными договорами самой Федерации.

Международная деятельность субъектов РФ рассматривается международным сообществом в качестве одного из важнейших направлений дальнейшего развитияЕвропейского Союза и нашла активную поддержкуЕвропарламента. В юридической печати уже неоднократно отмечалосьстремление этого наднационального учреждения закрепить за регионами функции, необходимые для их активного участия в создании политического, социального и экономического единства Европы, достижениекоторого определено в качестве одной из задач в так называемойХартии регионализма 1988 г. 137

Таким образом, следует признать, что международное право не содержит запрета на установление договорных отношений между иностранными государствами и субъектами Федерации, а также между субъектами Федерации различных иностранных государств. Данные договоры (соглашения) занимают особое место в системе источников права, они не относятся к межгосударственным договорам, заключаемым самой Федерацией с другими государствами.

В Конституции РФ нет положений, устанавливающих право субъектов РФ заключать международные договоры. Право субъектов РФ заключать международные договоры прямо не определяется ни в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., ни в федеральных законах. Более того, законодательно закрепляется, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами (ст.7 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей…"). Видимо, законодатель в термин "международный договор" вкладывает смысл договоров, заключенных Россией. Таковыми являются межгосударственные договоры Российской Федерации.

Однако, реализуя свои полномочия в области международной правосубъектности, многие субъекты РФ заключили договоры о торгово-экономическом сотрудничестве с государствами ближнего зарубежья и открыли в них свои представительства. В их числе: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и др. Такие договоры (соглашения) нередко заключались с нарушением федерального законодательства 138 . Поэтому корректировка подобного рода практики должна исходить не из того, чтобы ставить под сомнение сам факт заключения подобных договоров, а должна быть связана с выполнением предписаний федерального законодательства.

По предварительным данным, внешнеторговый оборот Республики Мордовия за январь - сентябрь 2016 года составил 203,4 млн. долл. США (147 % к уровню аналогичного периода 2015 года). Положительное сальдо – 22,0 млн. долл. США.

Экспорт товаров составил 112,7 млн. долл. США (198,1%), в том числе, в страны дальнего зарубежья – 72 млн. долл. США (157,2 %), в страны СНГ – 40,7 млн. долл. США (рост в 3,7 раза). Основными продуктами экспорта являлись: подвижной состав и его части, древесина и изделия из нее, химические продукты, электрические машины и оборудование, алюминий и изделия из него, черные металлы, продукты переработки овощей и фруктов.

Основным партнером Мордовии по экспорту является Куба (21% общего объема экспорта и 33,2 % от экспорта в страны дальнего зарубежья), поставляемая продукция – подвижной состав и его части.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером по экспорту является Казахстан (17 % общего объема экспорта и 46,2 % – экспорта в страны СНГ), основная поставляемая продукция – электрические машины и оборудование.

Основные экспортеры Мордовии по итогам 9 месяцев 2016 года: ОАО «Рузхиммаш», ЗАО «Плайтерра», ООО «Хелиос-Ресурс», ТД «ВЦМ», ООО «МЗК», ООО «Карпай», ОАО «Ламзурь», ООО «Мордоввторсырье», ГУП РМ «Лисма», ООО «Ромодановсахар».

Импорт товаров составил 90,7 млн. долл. США (111,3 % к уровню аналогичного периода 2015 года), в том числе, из стран дальнего зарубежья – 84,5 млн. долл. США (114%), из стран СНГ – 6,2 млн. долл. (83,8%). Импортировались в республику электрические машины и оборудование, оборудование и механические устройства, продукты неорганической химии, готовые корма для животных, пластмассы и изделия из них.

Основным торговым партнером по импорту является Китай (удельный вес в общем объеме импорта составил 49 %, в импорте из стран дальнего зарубежья – 52,2%). Основная импортируемая продукция – электрические машины и оборудование.

Среди стран ближнего зарубежья основным торговым партнером по импорту является Беларусь (3% от общего объема импорта, 38,7 % – от объема импорта из стран ближнего зарубежья). Основная статья импорта – пищевые продукты животного происхождения.

Основные импортеры Мордовии: ООО «Хелиос-Ресурс», ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ООО «Еврошоп Руссланд», ЗАО «Плайтерра», ГУП РМ «Лисма», ОАО «Биохимик», ООО МПК «Атяшевский», ОАО «Мир цветов», ОАО «Электровыпрямитель», АО «Оптиковолоконные Системы».

Анализ деятельности органов власти в сфере внешнеэкономических связей и показатели внешнеторгового оборота позволяют сделать вывод, что Республика Мордовия является одним из экономически развитых субъектов Российской Федерации, активно участвует в международных и внешнеэкономических связях в целях содействия социально-экономическому развитию, привлечения инвестиций, а также укрепления контактов с иностранными деловыми партнерами. Предпринимаются действенные меры по расширению географии внешнеэкономических связей, выходу на качественно новый уровень взаимодействия.

Цель внешнеэкономической деятельности Республики Мордовия состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и поэтапной интеграции в мировое экономическое сообщество содействовать становлению в республике социально-ориентированной рыночной экономики и повышению на этой основе уровня жизни населения республики.

В республике проводится системная работа по развитию инвестиционной деятельности, разрабатываются новые подходы и методы для привлечения инвестиций. Для достижения этой задачи Республику Мордовия посещают представители официальных и деловых кругов зарубежных стран с целью установления, укрепления и развития взаимовыгодного сотрудничества. Такое взаимодействие способствует налаживанию экономических связей и является одним из важных инструментов содействия региональному развитию.

В 2016 году продолжили активно развиваться взаимоотношения Республики Мордовия с традиционными партнерами – Германией, Венгрией, Нидерландами, Финляндией, Беларусью.

Одним из основных стратегических зарубежных партнеров Республики Мордовия является Федеративная Республика Германия, о чем свидетельствуют регулярные визиты в регион представителей дипломатических миссий, официальных и деловых кругов Германии.

В мае Саранск посетил региональный уполномоченный по Республике Мордовия Посольства Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Карстен Манке с целью проведения переговоров с руководством региона о дальнейшем развитии сотрудничества, а также посещения осужденных граждан Германии отбывающих наказание в УФСИН России по Республике Мордовия.

Продолжается сотрудничество с германскими партнерами в сфере обращения с отходами и переработки вторичных ресурсов, о чем свидетельствует визит в республику делегации компании «Ремондис» во главе с генеральным директором Хендриком Воннегутом (декабрь). Компания «Ремондис» является основным оператором по обращению с отходами в Саранске. В ходе визита обсуждались вопросы по расширению данной сферы по всей территории Мордовии. Кроме того, компания подтвердила готовность инвестировать в строительство крупных объектов по утилизации отходов в республике.

Активным партнером Мордовии является Венгрия. Подтверждением заинтересованности в продолжении продуктивного взаимодействия стал визит в мае 2016 г.делегации Мордовии под руководством Главы республики В.Д.Волкова в Будапешт с целью проведения презентации экономического потенциала региона в Торгово-промышленной палате Венгрии. В рамках визита состоялся ряд встреч и переговоров делегации Республики Мордовия с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сийярто, Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Венгрии В.Н.Сергеевым, представителями компании «Хунланд» о дальнейшем углублении взаимовыгодного сотрудничества с акцентом на развитие взаимодействия в сфере племенного животноводства, птицеводства и растениеводства. Дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества послужат подписанные в ходе визита Соглашение о сотрудничестве между Республикой Мордовия и Венгрией в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной, культурной и иных областях, Протокол о намерениях между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и компанией «Хунланд трейд Кфт.», меморандум о взаимопонимании между ГУП РМ «Лисма» и венгерской финансовой группой EHT Ltd.

В июне 2016 г. руководитель венгерской компании «Полюс» Ласло Хорват инициировал переговоры с руководством Мордовии о сотрудничестве в области сельского хозяйства и строительства. Также венгерская сторона предложила свои компетенции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и поставки промышленного и медицинского оборудования.

Заинтересованность компаний Венгрии в развитии взаимовыгодного сотрудничества в сфере племенного животноводства с Республикой Мордовия показывает состоявшийся визит в Саранск руководства компании «Хунланд» (сентябрь).

Продолжает успешно развиваться сотрудничество с нидерландскими компаниями. В продолжение договоренностей о развитии сотрудничества, достигнутых в ходе визита в 2015 году делегации Республики Мордовия в Королевство Нидерландов, в 2016 г. для проведения презентации своих возможностей республику посетили представители транспортных, логистических и сельскохозяйственных предприятий Нидерландов.

В республике успешно работает в сфере цветоводства компания Dalsem Horticultural Projects B.V. (Королевство Нидерландов).

Следует отметить развитие сотрудничества Республики Мордовия с Французской Республикой. Результатом взаимодействия с компанией «Ашан» по вопросам развития розничной торговли в республике, стал сданный в эксплуатацию гипермаркет. Развивается сотрудничество с российско-французской компанией «Данон» в области производства молочной продукции.

В июне председатель Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Д.М.Борисов принял участие в семинаре «Современные методики прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах. Статистика, мониторинг, анализ рынка труда», проходившем в Париже.

Важным событием, давшим дополнительный импульс развитию торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей между Мордовией и Кубой стал визит в августе в Республику Мордовия делегации Посольства Республики Куба в России во главе с Послом Кубы в Москве Эмилио Гарсией. На встрече с Главой Республики Мордовия В.Д.Волковым стороны обсудили дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества, в частности, в сфере вагоностроения.

В июне Саранск посетил генеральный директор железных дорог Республики Куба Мигель Антонио Акун Фернандес для обсуждения вопросов по развитию сотрудничества в железнодорожной сфере.

Делегация Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром промышленности, науки и новых технологий А.И.Седовым в составе российской экспозиции приняла участие в 34-ой Международной Гаванской Ярмарке «FIHAV – 2016». Республикой Мордовия были представлены достижения промышленности в области транспортного машиностроения. В рамках мероприятия была проведена презентация бизнес возможностей Республики Мордовия для иностранных партнеров, а также было подписано соглашение на поставку 225 вагонов производства «РМ Рейл».

Повышенное внимание в 2016 году было уделено развитию связей с Китайской Народной Республикой. В соответствии с планом развития сотрудничества между регионами Приволжского федерального округа (ПФО) и верхнего, среднего течения реки Янцзы (формат «Волга-Янцзы») продолжилась активная работа Правительства Республики Мордовия по установлению новых и развитию существующих связей между Республикой Мордовия и китайскими провинциями.

В продолжение работы в формате «Волга –Янцзы» в мае представители республики в составе делегации ПФО приняли участие в очередном заседании Совместной рабочей группы регионов ПФО и верхнего, среднего течения реки Янцзы по изучению сотрудничества с провинцией Аньхой КНР в г.Хэфэй. В ходе визита был подписан Протокол о намерениях между Министерством культуры и туризма Республики Мордовия и Аньхойским туристическим бюро.

19 июля 2016 г. делегация Республики Мордовия приняла участие в Первом заседании Совета по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга - Янцзы» под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО М.В.Бабича и члена Госсовета КНР Ян Цзечи, проходившем в Ульяновске. По рамках заседания было подписано Соглашение между Правительством Республики Мордовия и Народным Правительством провинции Аньхой Китайской Народной Республики о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах.

Дальнейшему развитию сотрудничества с Китаем способствовал визит в республику делегации официальных и деловых кругов провинции Аньхой Китайской Народной Республики во главе с инспектором Департамента науки и технологий Народного Правительства провинции Аньхой Жэнь Мин (октябрь).

Налаживанию взаимовыгодных межрегиональных связей с Индией способствовало участие делегации Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром экономики Республики Мордовия В.Н.Мазовым в составе официальной российской делегации в выездной презентации инвестиционного потенциала регионов России в Нью-Дели, организованной АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках инвестиционного форума The Economic Times Global Business Summit. В продолжение договоренностей достигнутых в ходе данного визита в сентябре 2016 г. Мордовию посетили представители индийских компаний GreenT и StarOver с целью обсуждения возможности инвестирования в строительство теплиц в республике.

В 2016 году продолжилось активное взаимодействие со странами СНГ.

В структуре торгово-экономических связей со странами-членами СНГ приоритетное значение сохраняет сотрудничество с Республикой Беларусь.

В мае Саранск посетил руководитель Отделения Посольства Республики Беларусь в России в Нижнем Новгороде А.О.Власов с целью знакомства с республикой и проведения переговоров с руководством Мордовии по вопросам развития разнопланового взаимовыгодного сотрудничества. Готовится к подписанию Соглашение между Республикой Мордовия (Российская Федерация) и Республикой Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

В 2016 году была заложена хорошая основа для активизации сотрудничества с Республикой Абхазия. В сентябре Саранск посетила делегация Республики Абхазия во главе с Премьер-министром Б.К.Барцицом. В состав делегации вошли министр экономики Республики Абхазия А.А.Ардзинба, президент Торгово-промышленной палаты Г.Л.Гагулия, глава администрации Гудаутского района Р.М.Ладария, спецпредставитель Президента, начальник Управления протокола Президента Республики Абхазия Д.В.Кове, Почетный консул Республики Абхазия в Нижнем Новгороде В.И.Литвинчук. В ходе визита состоялась встреча абхазской делегации с Главой Республики Мордовия В.Д.Волковым, в ходе которой стороны обсудили перспективы развития сотрудничества в сферах представляющих взаимный интерес. По итогам визита было подписано Соглашение о сотрудничестве между Союзом «Торгово-промышленная палата Республики Мордовия» и Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия, которое позволит расширить торгово-экономические связи между Мордовией и Абхазией.

Большое значение придается развитию сотрудничества с Республикой Корея в области импорта технологий. Продолжается сотрудничество Мордовии и корейской корпорации «Nepes» в сфере производства светодиодов и светодиодной продукции.

2016 год можно характеризовать как период активного сотрудничества с Республикой Бурунди. Дважды, в марте и мае, делегации Бурунди посещали Мордовию с целью знакомства с промышленным потенциалом региона, проведения переговоров с представителями республиканского бизнеса об установлении взаимовыгодного сотрудничества и обсуждения возможностей запуска совместных проектов в области светотехники. С целью обсуждения технических и стратегических вопросов по созданию совместного светотехнического производства на территории Республики Бурунди состоялся визит делегации Республики Мордовия во главе с заместителем Председателя Правительства – министром промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия А.И.Седовым в Бужумбура (октябрь).

С целью активизации сотрудничества Мордовии с Японией в Посольстве Японии в России заместитель Председателя Правительства – министр экономики В.Н.Мазов провел презентацию инвестиционных возможностей Республики Мордовия для предприятий-участников Японского бизнес-клуба в Москве.

Ежегодно представители иностранных дипломатических миссий в России посещают осужденных граждан своих государств, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия. Так, в 2016 году осужденных иностранных граждан посетили 15 дипломатов иностранных государств, в частности, Турции, Ирана, Германии, Норвегии, Египта, Израиля, США, Украины, Вьетнама, Филиппин.

Важным фактором международного сотрудничества являются связи в области образования, науки и культуры. Развитию международного сотрудничества региона в научно-образовательной области будут способствовать состоявшиеся в 2016 году визиты представителей Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева в Университет Бабеш-Бойяи в Клуж-Напока (Румыния), а также визиты в республику сотрудника офиса английского языка отдела прессы и культуры Посольства США в России Фрэнка Джерольда Джеймса, делегации студентов Высшего коммерческого института Парижа (Франция), делегации Университета науки и технологии Цзянсу (Китай), руководителя бизнес-инкубатора при Rady School of Management, профессора Университета Калифорнии в Сан-Диего (США) Кимберли Дэвис Кинга.

В рамках европейской программы TEMPUS в ноябре в МГУ им.Н.П.Огарева прошло координационное совещание вузов-участников международного проекта MetaMath. В совещании приняли участие представители российских и европейских вузов, а также научно-исследовательских организаций из Германии, Финляндии, Франции.

В 2016 году в Мордовии прошли масштабные культурные мероприятия международного характера: Х Юбилейный Кубок Главы Республики Мордовия по современным танцевальным направлениям (март); XI Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (март), XI Международный детский фестиваль «Подводный мир» (апрель), XV Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов» (июнь-июль), XV Международный фестиваль джазовой музыки "Вейсэ-jazz - 2016" (октябрь), Фестиваль культур «Огарёвский колорит» (ноябрь).

В рамках международной программы профессионального развития для специалистов работающих в сфере культуры CulturalManagementWorkshop консультант Британского Совета Джо Харгривз (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) провела в Саранске семинар «Арт-маркетинг и работа с аудиторией» (март).

В ноябре республику посетил советник Посольства Аргентинской Республики в Российской Федерации Орасио Луис Мария Лассари Матьеу с целью участия в торжественных мероприятиях посвященных 140-летию со Дня рождения С.Д.Эрьзи, а также в Международной научно-практической конференции «VI Эрьзинские чтения».

Делегации Республики Мордовия приняли участие в крупных мероприятиях, посвященных этнической самобытности финно-угорской культуры: VII Всемирном конгрессе финно-угорских народов на тему «Финно-угорские народы – к устойчивому развитию», проходившем в Лахти (Финляндская Республика) (июнь) и XVII Российско-Финляндском культурном форуме, проходившем в Тампере (Финляндская Республика) (сентябрь-октябрь) .

В рамках подготовки Саранска к Чемпионату мира по футболу 2018 года в сентябре состоялся инспекционный визит представителей FIFA, Оргкомитета «Арена – 2018» и Sports Turf Research Institute (STRI) с целью ознакомления с уровнем готовности города к проведению чемпионата. Делегацию возглавили генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» А.Л.Сорокин и директор департамента FIFA по проведению соревнований и мероприятий Колин Смит.

В 2016 году состоялось 7 визитов делегаций Республики Мордовия за рубеж: в Республику Индия (январь), Китайскую Народную Республику (май), Венгрию (май), Финляндскую Республику (2 визита – июнь, сентябрь-октябрь), Республику Бурунди (октябрь), Республику Куба (октябрь-ноябрь). Всего в 2016 году Республику Мордовия посетили 33 иностранных делегации.

Город Саранск имеет город-побратим Ботевград (Болгария).

На настоящий момент действует 21 документ о сотрудничестве Республики Мордовия с иностранными партнерами, в том числе Торгово-промышленной палатой Республики Абхазия (2016 г.), Минским (2014 г.) и Могилевским (2007 г.) отделениями Белорусской торгово-промышленной палаты, Торгово-промышленной палатой Согдийской области Таджикистана (2009 г.), Торгово-промышленной палатой Карагандинской области Казахстана (2005 г.), Эстонско-Российской Палатой Предпринимателей (2001 г.), Каунасской торгово-промышленной и ремесленной палатой (1997 г.), Министерством промышленности Республики Беларусь (2009 г.); Министерством внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии (2016 г.); а также провинциями Аньхой (2016) и Хубей и городом центрального подчинения Чунцин КНР (2015), Республикой Тюрингией ФРГ (2006 г.).

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - сотрудничество разных стран и их субъектов, совокупность, осуществляемых государством импортных и экспортных операций, комплекс хозяйственных и торгово-политических отношений.

Классификация связей во внешней экономике

  • Внешнеторговые связи — это торговля или обмен продовольственными и промышленными товарами, имеющими вещественное выражение, услугами (туристические путевки, транспортное, экскурсионное обслуживание), интеллектуальной собственностью (продажа прав на перевод и издание литературного произведения и т.п.).
Направлениями движения потоков товаров (услуг) определяется, будет взаимодействие представлять собой процесс экспортирования или импортирования.
  • Финансовые ВЭС проявляются в страховании, банковском обслуживании иностранных туристических групп и тому подобных услугах.
  • Производственные могут выражаться в совместном предпринимательстве, предоставлении каких-либо объектов в лизинг и др.
  • Инвестиционные принимают вид вложения капитала в недвижимость, предпринимательство, ценные бумаги..

Сущность, назначение и функции внешнеэкономических связей

  • ВЭС налаживают организацию международного обмена услугами, ресурсами, товарами. Природные ресурсы и продукты труда, произведенные в какой-либо стране, доставляются находящимся в других государствах потребителям.
  • Обслуживают межгосударственное обращение денег, то есть непрерывность их движения в международных расчетах.
  • Мировой рынок посредством торговых связей определяет потребительную стоимость изделий, полученных в результате международного разделения труда. Продавец получает деньги за товар, проданный в другую страну.
Экономические связи между разными странами прямо и косвенно влияют на состояние их внутренних экономик, определяют экономическую внешнюю политику. Усиление ВЭС поддерживает развитие научно-технического прогресса, помогает наращивать национальный доход. Цель ВЭС уменьшить количество затрачиваемого общественного труда и средств. Для этого ввозят товары, которые дешевле импортировать, чем производить самостоятельно. Экспортируют то, что не требует больших затрат на производство и приносит прибыль от продажи на мировом рынке.

Регуляция внешнеэкономических связей

Осуществляется на государственном уровне и направлена на вовлечение страны в наибольшее количество выгодных внешнеэкономических отношений. На этом базируется принцип-постулат «Свободы торговли». Ему противодействует, его уравновешивает принцип «Протекционизма», подразумевающий защиту внутреннего рынка от чрезмерной неоправданной конкуренции с зарубежными товарами.

Для регулирования конкретных ситуаций применяют таможенные тарифы и нетарифные меры. Последние могут быть представлены в виде квот, лицензий, субсидирования. Кроме того, регулирующую функцию выполняют всевозможные акты, заключенные на межгосударственном или национальном уровнях. А также существующие в разных странах экономические и торговые правила и обычаи.

В создании и укреплении взаимовыгодных внешнеэкономических связей тесно сплетаются экономика, дипломатия и политика разных стран, их наука, торговля и производство, образуя глобальный, общий для всех мировой рынок.

Глобальное разделение труда, развитие международных институтов и объединило все страны мира в сложную систему взаимоотношений. К середине 20 века уже не осталось стран, не имеющих международных и внешнеэкономических связей. Северная Корея ведет международную торговлю с десятками стран мира, в том числе и с Россией, несмотря на санкции, введенные ООН. Самая бедная страна мира Токелау имеет связи с Новой Зеландией, получая оттуда финансовую помощь. А международные внешнеэкономические связи страны фактически тоже ограничиваются Новой Зеландией, которая отвечает за безопасность трех атоллов, из которых это государство и состоит.

Что такое международные связи

С возникновения древних государств установились и первые международные связи, сначала военные и торговые. С развитием общества и государства появлялись и новые области взаимодействия в политике, культуре, религии и многих других сферах человеческой деятельности. Все эти виды связей между государствами, объединениями государств, общественными, культурными, религиозными и политическими организациями на международной арене теперь входят в понятие международных связей. В широком смысле это все отношения между народами.

Иногда разделяют международные и внешнеэкономические связи. Тогда все, что связано с экономическими отношениями на мировом рынке - торговлю, инвестиции, научно-техническое взаимодействие - выделяют в понятие внешнеэкономические отношения. А все остальное, в том числе политические, культурные, гуманитарные и прочие связи, относят к международным.

Виды международных связей

Различия в географическом положении, климатических и природных условиях, уровнях развития производительных сил, рабочей силы, средств производства и капитала приводят к тому, что страны "вынуждены" выстраивать международные отношения и особенно их экономическую часть.

Условно международные связи делят на:

  • политические - считаются основными, которые определяют наличие и степень взаимодействия в других сферах;
  • экономические - неразрывно связаны с политическими связями, внешняя политика практически всегда направлена на защиту экономических отношений и получение лучших условий для субъектов международной торговли;
  • международно-правовые - регулируют взаимоотношения путем установления норм и правил работы в остальных сферах (тесная связь внешнеэкономических связей экономики и права всегда является определяющей для успешной экономической деятельности);
  • военно-стратегические, военно-технические - немногие страны в мире способны в одиночку обеспечить защиту своих национальных интересов, страны объединяются в военные союзы, проводят совместные военные учения, совместно производят или закупают вооружение.
  • культурные и гуманитарные - глобализация общественного сознания, взаимодействие и взаимопроникновение культур и практически мгновенная доступность информации быстро увеличивают и укрепляют эти связи; все большую роль здесь играют неправительственные и общественные организации.

Основные субъекты

Долгое время международные и внешнеэкономические связи рассматривались как исключительная прерогатива государства. Страны договаривались о политическом и военном сотрудничестве и условиях и объемах внешней торговли. С развитием и усложнением общественной жизни к международной деятельности присоединялись все новые участники, помимо государств. Субъектами внешнеэкономических также признаются транснациональные корпорации, которые зачастую работают напрямую с государствами.

Первой такой компанией была Британская ост-индийская компания, созданная указом английской королевы Елизаветы I и которая занималась и Китая, и даже имела свою армию. Субъектами международных и внешнеэкономических связей считаются:

  • международные организации;
  • неправительственные организации;
  • транснациональные корпорации;
  • религиозные организации;
  • общественные, политические, экологические и другие объединения.

Главный по связям

Международные связи появились как отношения между странами. Государство представляет внешнему миру страну в целом, а не отдельные социальные группы, организации или движения. Это единственный легитимный институт, который определят политику государства всех сторон от объявления войны до определения условий экономического сотрудничества и культурного обмена. Любые действия государства направлены на получение благоприятной среды для осуществления внешнеэкономических связей.

Уровень и качество международных, в том числе, внешнеэкономических связей определяется конкурентоспособностью государства, его экономическим и военным потенциалом. Конечно, также важное значение имеет и уровень национального богатства, природные и трудовые ресурсы, уровень развития науки и образования, и достижения в сфере высоких технологий.

Международные институты

Объединения государств начинались с военных союзов греческих городов -государства с развитием общественного сознания пришли к созданию одной из первых международных организаций - Лиги Наций, которая стала прообразом современных институтов сотрудничества. Сейчас сотни международных организаций являются полноценными участниками международных отношений во всех сферах человеческой деятельности. Например, организации, занимающиеся внешнеэкономическими связями - Всемирный банк, Международный валютный фонд и ряд других, оказывают финансовую и техническую поддержку всем странам, которые нуждаются в такой помощи. ООН является универсальной организацией, которая работает во всех сферах, начиная от политики и культурных связей и заканчивая военными миротворческими операциями.

Глобальные возможности

Различают внешнеэкономическую деятельность, которую ведут отдельные предприятия по закупке товаров или привлечению инвестиций на мировом рынке от внешнеэкономических связей, которые рассматривают как совокупность деятельности всех таких компаний. Однако с увеличением масштаба деятельности и выхода на наднациональный уровень меняется и подход.

С середины 20-го века транснациональные корпорации признали полноправными участниками международных отношений. Глобальные корпорации, экономические возможности которых стали выше, чем у многих стран мира, стали влиять напрямую на многие стороны международной жизни. Корпорации, работающие в юрисдикции десятков стран, зачастую заключают с ними соглашения, регулирующие не только условия фактически внешнеэкономических связей, но и в области научных, культурных и гуманитарных связей.

Политика первична

Политика определяет все. Политические отношения создают предпосылки и условия для развития всех видов международных связей, в том числе внешнеэкономические связи стран. Они определяют, формируют, обеспечивают безопасность сотрудничества между государствами и другими субъектами международных отношений. В зависимости от уровня политических связей, страны устанавливают и правила экономического взаимодействия. Недавно, когда правительство США объявило о введении заградительных пошлин, направленных на защиту рынка от металлургической продукции, то сделала исключение для своего соседа Канады. Потом начала переговоры со своими азиатскими союзниками Южной Кореей и Японией об условиях, при которых на эти страны не будут распространяться новые правила.

Связи во внешней экономике

Институт внешнеэкономических связей является ровесником первых государств. Едва зародившись, страны начали воевать и торговать между собой. Международная торговля долгое время была практически единственным видом внешнеэкономических связей. С развитием технологий и мирового разделения труда появились новые виды связей, которые теперь подразделяют на виды, описанные ниже.

  • Международная торговля.
  • Научно-техническое сотрудничество.
  • Экономическое сотрудничество.
  • Международная кооперация.

Экономика внешнеэкономических связей включает, в том числе, более 30 триллионов мировой торговли и 35 триллионов зарубежных прямых инвестиций.

Немного о России

Сложные международные отношения с развитыми странами мира оказали негативное влияние на внешнеэкономические связи России. Введение взаимных санкций, особенно со своим самым большим торговым партнером, Европейским союзом, на который приходится 52 процента товарооборота, снизило объемы внешней торговли и возможности по привлечению инвестиций. На фоне все более ухудшающихся международных отношений со странами Атлантического союза, Россия успешно наращивает связи со странами БРИКСа, особенно, с Китаем. Имея самые большие природные ресурсы, Россия в международном разделении труда пока занимает не очень привлекательную роль поставщика полезных ископаемых и сельскохозяйственного сырья. Из более 393 миллиардов экспорта товаров и услуг только 9.6 миллиардов пришлось на высокотехнологичную продукцию и 51.7 миллиардов на услуги.

Связи дают результат

Перефразируя классика - жить в мире и быть свободным от мира нельзя. Уже нет стран, не вовлеченных в международное сотрудничество, которое дает возможность странам использовать свои преимущества и нивелировать свои недостатки за счет:

  • усиления международного разделения труда - страны могут специализироваться на производстве товаров, которые они могут лучше производить с наименьшими затратами;
  • экономии общественных затрат - возможно эффективное распределение ограниченных ресурсов среди участников мирового рынка;
  • интенсификации обмена научно-техническими результатами - международная кооперация и экономическое сотрудничество дают возможность быстрого обмена научно-техническими достижениями;
  • увеличения использования механизмов рыночной экономики - конкуренция на глобальном рынке вынуждает использовать самые эффективные методы хозяйствования.
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!